Традиционная медицина и её законодательное регулирование стали темой обсуждения в ГосДуме РФ

19-11-2018

Председатель Комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики Андрей Голубев 19 ноября 2018 года принял участие в работе «круглого стола» Комитета Государственной Думы по охране здоровья на тему: «Традиционная медицина в Российской Федерации. Законодательные аспекты».

Основным вопросом обсуждения на заседании «круглого стола» являлся вопрос определения правового статуса лиц, применяющих методы народной медицины и место данных методов лечения и профилактики возникновения заболеваний в медицинской деятельности народной (традиционной) медицины.

В выступлениях участников «круглого стола» отмечалось, что несомненным является тот факт, что методы народной (традиционной) медицины приобретают все большую популярность и востребованность как в России, так и в различных странах мира, что предполагает адекватное правовое регулирование отношений в данной сфере.

Вместе с тем, Законодатель ограничился статьей 50 Федерального закона от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ, в соответствии с которой «народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья». Отдельно отмечено, что «к народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов».

Правом на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Разрешение на право на занятие народной медициной на территории субъекта Российской Федерации, Законодатель отнес к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ.

Порядок занятия народной медициной принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с действующими нормами законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья – народная медицина не входит в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и незаконное занятие народной медициной, а также причинение вреда жизни или здоровью граждан при занятии народной медициной влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Участники совещания отметили, что проблема состоит в том, что каждый субъект РФ самостоятельно определяет процедуру выдачи разрешений, что приводит к отсутствию единообразного применения требований к необходимому уровню знаний и профессиональных навыков граждан при выдаче им разрешений, дающих право на занятие народной медициной, отсутствие перечня методов, относящихся к народной медициной и ряд др. проблем – все вышеперечисленное является по сути правовым пробелом, который негативно сказывается на качестве и безопасности применяемых методов народной (традиционной) медицины, что подтверждается правоприменительной и судебной практикой.

Кроме того, участники совещания отметили, что ряд методик народной (традиционной) медицины в настоящее время внесены в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, для занятия которыми необходимо получение лицензии в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)». Это рефлексотерапия, остеопатия, медицинский массаж, мануальная терапия.

Участники совещания пришли к выводу, что действующее законодательство не содержит однозначных правовых механизмов, позволяющих легитимно и эффективно решать задачи, стоящие перед специалистами в данной сфере. Проблема нормативно-правового регулирования усугубляется и существующей практикой деятельности на полулегальных основаниях отдельных центров народной медицины, оказывающих соответствующие услуги гражданам. В данной ситуации не защищены как потребители услуг, так и специалисты, занимающиеся народной медициной.

Все участники совещания пришли к выводу, что в настоящее время не выстроена единая и стройная система законодательной регламентации деятельности представителей народной (традиционной) медицины. Даже сами понятия «народная медицина» и «традиционная медицина» трактуются неоднозначно и происходит смешение этих понятий, что затрудняет деятельность надзорных и иных государственных органов. В своих выступлениях участники совещания предлагали либо принять отдельный нормативный правовой акт Российской Федерации, регулирующий деятельность врачей народной (традиционной) медицины, либо внести изменения в действующий Федеральный закон от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ – отметил Андрей Голубев