Проблемы сельской медицины обсудили в Госдуме

14-10-2017

Председатель Комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики Московской областной Думы А.А. Голубев принял участие в парламентских слушаниях на тему: «Доступность и качество оказания медицинской помощи гражданам, проживающим в сельской местности.

Правовое обеспечение», которые проводились профильным Комитетом Государственной Думы РФ по охране здоровья 12 октября 2017 года. 

С участием министра здравоохранения РФ В.И.Скворцовой, депутатов Государственной Думы РФ (среди которых и зам.председателя профильного Комитета, депутат представляющий Московскую область Н.П.Санина) , членов Совета Федерации, представителей региональных парламентов и профильных министерств субъектов РФ, со всей страны.

Обсуждались вопросы организации оказания первично медико-санитарной помощи в сельской местности, специализированной и высокотехнологичной помощи, организация оказания скорой, неотложной медицинской помощи в сельской местности, перспективы развития санитарной авиации, перспективы использование телемедицинских технологий, как способа повышения доступности и качества оказания медицинской помощи гражданам, проживающим в сельской местности, а также вопросы и проблемы кадрового обеспечения медицинских организаций, расположенных в сельской местности и ряд других вопросов.

В связи с обсуждаемой проблемой необходимо отметить следующее. 

На территории Московской области из 7,4 млн. человек, проживающих в МО – 1.4 млн. чел. (18.3%) проживают на сельской местности. Поэтому проблемы обеспечения качественной и доступной медицинской помощью, соблюдение этапности оказания медицинской помощи, наличие специальных ЛПУ в структуре сельского здравоохранения, специальные организационные формы и методы работы медицинского персонала и ЛПУ, кадровое обеспечение отрасли в сельской здравоохранении в целом для Московской области тоже актуальны. 

Направления деятельности сферы здравоохранения в Московской области в данном направлении следующие: 

  • развитие общеврачебной практики на уровне сельского врачебного участка и районного звена; 
  • совершенствование выездных видов специализированной медицинской помощи; 
  • внедрение телемедицины; 
  • развитие стационарзамещающих технологий на всех этапах сельского здравоохранения. 

Итогом реформирования здравоохранения последних лет в Московской области является создание трёхуровневой системы здравоохранения, где Первый уровень – поликлинический, как раз составляют учреждения, находящиеся в шаговой доступности от места жительства: поликлиники, ФАПы, сельские амбулатории и районные стационары. Эти медучреждения должны оказывать не менее 40-45 процентов медпомощи, которая включает в себя «все виды профилактики» и лечение самых распространенных заболеваний, не представляющих угрозы жизни. Поликлиники должны быть доступными, именно поэтому продолжает развиваться система кабинетов врачей общей практики. 

В Московской области реализуется Государственная программа «Здравоохранение Подмосковья» на 2014-2020 годы, которая в своей Подпрограмме 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. 

Развитие первичной медико-санитарной помощи», которая направлена в том числе и на развитие сельского здравоохранения и позволит жителям сельских населенных пунктов получать качественно новый уровень медицинской помощи. В этой связи идет активное формирование полноценной инфраструктуры, включающей в себя центры медицинской профилактики, центры здоровья, центры медицинской реабилитации, кабинеты/отделения медицинской профилактики, медицинской реабилитации поликлиник и стационаров, обслуживающих городское и сельское население, а также санаториев. 

С целью обеспечения доступности медицинской помощи особенно для сельских жителей на территории МО в настоящее время функционирует 635 ФАПа. Из них – 173 построены и сданы в эксплуатацию за последние 3 года. Так же в МО работает 284 ВОП (в 2015 году –256, в 2016 открыто 28 ВОП). Функционирует 281 аптека, участвующие в программах льготного лекарственного обеспечения. 

В малонаселенных сельских поселениях , где проживают менее 100 человек активно используются такие формы оказания медицинской помощи, как использование передвижных миниполиклиник, мобильные ФАПы и передвижные центры здоровья. 

В Московской области продолжается работа по привлечению врачей на работу в учреждения здравоохранения, расположенные в сельских населённых пунктах либо рабочих посёлках, либо посёлках городского типа Московской области. 

В рамках исполнения перечня поручений Губернатора Московской области на основании ежемесячного мониторинга формируется ежеквартальный рейтинг муниципальных образований по привлечению медицинских кадров. 

На 01 января 2017 года в учреждениях здравоохранения Московской области работает 23 308 врачей и 51 303 средних медицинских работника, из них на территории сельской местности работают 16097 врачей. Обеспеченность медицинскими кадрами сельского населения на 10 тыс. населения составляет: 

  • врачами – 37,27; 
  • средними медработниками – 27,11. 

Соотношение врачей и средних медицинских работников составляет1:2,2. 

Дефицит врачебных кадров уменьшился до 40,8% в 2016 году. Дефицит средних медицинских работников на селе составил 34,5 %. 

Однако, несмотря на предпринимаемые в МО меры, проблемы кадрового дефицита для МО еще сохраняются. 

Во исполнение Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Министерством в 2016 году на работу в эти учреждения привлечено 250 врачей, которым за счёт средств федерального бюджета и бюджета Московской области в соотношении 60% и 40 % соответственно, осуществлены единовременные компенсационные выплаты в размере одного миллиона рублей каждому. 

В 2017 году запланировано привлечь на работу в учреждения здравоохранения, расположенные в сельских населённых пунктах либо рабочих посёлках, либо посёлках городского типа Московской области 150 врачей. 

Для привлечения медицинских работников в сельскую местность в 2016 году Министерством здравоохранения Московской области в рамках государственной программы «Жилище» была запущена подпрограмма «Социальная ипотека». Участниками данной программы стали 234 врача. В 2017 году в рамках данной программы планируется привлечь 280 врачей. 

В 2016 году выделено – 158 квартир, в 2017 году будет выделено – 350 квартир и в 2018 году – 280 квартир. 

До конца 2018 года квартирами по программе «Социальная ипотека» будет обеспечено 788 семей медицинских работников. 

В 2016 году для работников здравоохранения администрациями муниципальных образований Московской области выделено 1036 единицы жилой площади. 

Комитетом по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики внесены в профильный комитет Государственной Думы по охране здоровья следующие предложения в проект рекомендаций: 

1. С целью обеспечения доступности первичной медико-санитарной помощи для населения, проживающего в сельской местности, расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность, с учетом климато-географических условий предлагаем дополнить Номенклатуру медицинских организаций по виду медицинской деятельности (Приказ МЗ РФ от 6 августа 2013 № 529) мобильными медицинскими бригадами и мобильными лабораториями. 

Для повышения доступности и качества предоставляемой амбулаторной медицинской помощи на территории Московской области сформирована трехуровневая система в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи. Выездные формы оказания медицинской помощи активно в МО используются. Но отсутствие правового регулирования на федеральном уровне создает определенный правовой пробел. 

Тоже самое касается мобильных аптек. Приказ МЗ и СР РФ от 27.07.2010 № 529н не содержит в своем перечне выездные формы аптечных организаций. 

Для определенных субъектов Российской Федерации сохранение выездных форм для малонаселенных и труднодоступных местностей особенно актуальны; 

2. Снизить нормативы работы врачей и среднего медперсонала, работающего в сельской местности с учетом территориальных и погодных условий, плотности населения в виду того, что в малонаселенных пунктах медицинские и аптечные организации не могут быть рентабельными, а в оказании медицинской помощи и возможность купить лекарства население, проживающее в сельской местности нуждается. 

3. Установить меры социальной поддержки для медицинских работников, работающих в сельской местности в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ. 

В настоящее время меры социальной поддержки устанавливаются подзаконными актами. 

Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. К примеру, надбавка для работников федеральных учреждений здравоохранения, работающих на сельской местности эта надбавка составляет всего 1200 руб. 

4. Реализация Программы «Земский доктор» рассчитана на определенный срок, но и она пока не позволила полностью преодолеть кадровый голод врачебного персонала в сельской местности. Учитывая существующий кадровый дефицит среднего медицинского персонала в сельской местности рассмотреть возможность принятия аналогичной федеральной программы для «земских» средних медицинских работников; 

5. Учитывая, что в связи с развитием и внедрением информационных технологий в сфере здравоохранения необходимо обеспечение медицинских организаций, обслуживающих сельское население особенно в труднодоступных районах, возможностью использования телемедицинских технологий с целью обеспечения своевременной профессиональной консультацией пациента по проведению дифференциальной диагностики и соблюдения этапности при оказании медицинской помощи и медицинской эвакуации по медицинским показаниям. 

6. Также предусмотреть курсы повышения квалификации по телемедицинским технологиям для медицинских работников сельских поселений, особенно в медицинских организациях, где работает только средний медицинский персонал. 
Данные предложения включены в итоговую резолюции парламентских слушаний.