Губернатор А.Воробьев выступил с отчетом в Московской областной Думе

13-07-2015

   9 июля Губернатор Московской области Андрей Воробьёв в рамках очередного заседания Московской областной Думы выступил с ежегодным отчётом о результатах деятельности областного правительства за 2014 год. Стенограмма выступления Губернатора:

   Добрый день, уважаемый Игорь Юрьевич! Добрый день, уважаемые депутаты, коллеги, члены Правительства Московской области!

 

   Завершается весенняя сессия. Сегодня заключительное заседание. И я по традиции представляю отчет о работе правительства области. Как и в прошлом году, мое выступление содержит результаты деятельности 2014 года и самые свежие цифры за прошедшее полугодие. Сегодня они будут озвучены впервые.

   Законодательная и исполнительная власти Московской области отработали отчетный период в продуктивном партнерстве. Мы представляем разные ветви власти, но реализуем единую федеральную политику, направленную на изменение качества жизни. Наша работа строится на идеологии лидерства и принципах, о которых мы заявили.

 

   Экономика. Прошедший год был непростым. И 2015 год наполнен разными сложными событиями. Нам постоянно приходилось преодолевать экономическую турбулентность. Но главное – мы сохраняем стратегическую линию на выполнение всех требований жителей и реализацию майских указов президента.

   По итогам 2014 года нам удалось удержать темпы экономического роста. Мы находимся в «зеленой зоне» по основным макроэкономическим показателям – первое место по строительству жилья, второе – по объемам доходов консолидированного бюджета, обороту розничной торговли и платным услугам населению, третье место по объему валового регионального продукта, пятое место мы занимаем по объему инвестиций в основной капитал.

   Полоса трудностей прошлого года не проходит без снижения определенных направлений, и на сегодняшний день мы фиксируем спад промышленного производства на 17%. Это обусловлено сокращением заказов, прежде всего, в машиностроении. Мытищи, Ликино-Дулёво, Демиховский завод сегодня переживают не самые простые времена.

   В целом, благодаря комплексу особых мер, нам удается выравнивать ситуацию. По итогам года валовый региональный продукт вырос на 1,9% и достиг 2,7 трлн. рублей. С учетом общей внешней конъюнктуры, это в общем неплохой результат. Но и год назад и сегодня вам всем очевидно, что, конечно, хотелось бы претендовать на другие цифры. Темп роста на уровне 3-4%, конечно, позволил бы нам очень серьезно продвинуться в ряде накопившихся проблем.

   Серьезную поддержку нам оказал Президент, поддержав инициативы, по которым мы обращались. Первая из них – это ипотечное кредитование, очень важно было своевременно подставить плечо строителям, и здесь такая работа нам удалась. И второе – это агропромышленный комплекс.

   За первое полугодие 2015 года поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета Московской области увеличились на 12% и составили 136,6 млрд рублей.

   На 12% увеличились поступления от налога на имущество организаций – это 18,8 млрд. рублей.

   Акцизы в целом выросли на 7,3% и дали поступление в бюджет – 12,9 млрд рублей. Но мы не добираем по акцизу на алкогольную продукцию. За первые 6 месяцев собираемость этого налога составила 85% от аналогичного периода прошлого года. В абсолютной цифре – это 1 млрд. рублей в квартал мы теряем на акцизах по недобору акцизов на алкоголь.

   Поступления от налога на прибыль по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросли на 11,9%. Но здесь повода успокаиваться нет. Важно к концу года прийти вот с такой желанной цифрой. Разные специалисты, эксперты, высказывают определённые сомнения, что мы сможем удержаться на достаточно высоком уровне увеличения налога на прибыль.

 

   Инвестиции. И здесь наша задача выйти на лидирующие позиции. Объем инвестиций в основной капитал – 600 млрд. рублей. Основу экономического роста создают вложения в реальный сектор экономики. Стратегически важно, чтобы на территории Подмосковья открывались новые производства в самых разных сферах.

   За прошлый год в Подмосковье было создано 45 новых крупных производств. Благодаря им появилось более 6,5 тыс. высокопроизводительных, высокооплачиваемых рабочих мест.

   Два года назад мы говорили об отсутствии работы в отдаленных территориях. Наша работа – вчера в Ступинском районе, на прошлой неделе встречались с жителями Егорьевского района, – говорит о том, что инвесторы чаще и чаще сталкиваются с тем, что не хватает рабочих мест. Вчера в Ступине мы видели, что приезжают из городского округа Озёры, и из Тулы, и из Рязани для того, чтобы работать в Ступинском районе. То есть ситуация начала меняться, но не везде. Например, когда мы запускали тепличный комплекс в Луховицах, жители Зарайска, работающие на этом комплексе, все-таки говорили, что проблема существует.

   На Питерском форуме Президент сказал: «Комфортная деловая среда – важнейшее условие для формирования массового слоя несырьевых малых и средних предприятий. Это реальный путь к созданию новых рабочих мест». Наша задача – реализовать эту установку. Для этого есть все возможности.

   В 2014 году дополнены законы о льготном налогообложении, о государственно-частном партнерстве. Мы предоставляем налоговые льготы адресно тем инвесторам, которые приходят в приоритетные для экономического развития сферы.

   В 2015 году мы одними из первых в стране приняли закон о предоставлении в аренду земельных участков инвесторам под крупные социально-ориентированные проекты без проведения торгов.

   А инвесторы с капитальными вложениями на сумму не менее 50 млн. рублей полностью освобождаются от налогов на прибыль и на имущество организаций на 4 года. Льготы оформляются в заявительном порядке, без излишних бюрократических препятствий.

   Мы первыми среди российских регионов ввели электронный порядок регистрации прав собственности.

   Внедрен единый стандарт в градостроительной сфере. До 180 дней сокращается процедура от подачи документов до получения разрешения на ввод в эксплуатацию. Причем задача состоит в том, чтобы с этого года документы подавались в электронном виде в любой из МФЦ. Не нужно приходить в Минстрой, ждать. Есть четкая, жестко регламентированная процедура: сдал документы в МФЦ, через определенное количество дней получил ответы на свои вопросы.

   Решается такая острая проблема инвесторов, как подключение к электрическим сетям. В 2012 году фактический срок подключения к электросетям мощностью до 100 кВт составлял 280 дней, в 2013 – 215 дней, в прошлом – он сократился до 107 дней. В 2015 году задача выйти на 60-80 дней. Такое количество дней на подключение уже сегодня мы фиксируем, но сказать, что любой заявитель может сегодня рассчитывать в течение 60-80 дней получить право подключения – мы не можем. Но к этому показателю мы обязаны прийти в 2015 году.

   Отдельное направление – создание территорий опережающего развития. Это особые экономические зоны с готовой инфраструктурой и максимально дружественными условиями. Будем развивать опыт Дубны, где уже работает 89 компаний-резидентов, создано 1700 рабочих мест, привлечено 7,2 млрд. рублей инвестиций. Аналогичные проекты будут реализованы в Ступине, Сергиевом Посаде.

   Такие заявки в этом году мы после договоренности с Министерством экономического развития РФ сдали, это значит, появятся территории, куда инвестор приходит, что называется «на все готовое», в части дорог, инфраструктуры и, естественно, специальных налоговых режимов.

   Сегодня в Подмосковье действует 19 индустриальных парков из запланированных 64, которые мы построим до 2020 года. Что значит построим? Это значит муниципалитеты, которые выделили разного размера участки земли, могут рассчитывать на то, что все эти территории будут готовы для инвесторов. Не просто чистое поле, а площадка, готовая для прихода инвесторов. В принципе то, что сделано было в Наро-Фоминске в зоне Котово, мы будем делать в каждом муниципалитете. Только так мы сможем создать в дальнейшем высокий темп занятости.

   Мы создаем комфортную среду не только для крупных инвесторов. Развитие малого и среднего предпринимательства имеет огромное значение как для экономики, так и для общества.

   Объем финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства Московской области в 2014 году составил около 1 млрд. рублей. В этом секторе сегодня трудятся около 800 тыс. человек, это 38,5% экономически активного населения Подмосковья.

   В 2014 году в Подмосковье работали более 285 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. В первом квартале 2015 года зарегистрировано еще 8 тыс. новых предприятий. Финансовую поддержку увеличили с 1 млрд рублей до 1,5 млрд рублей.

   Особое внимание мы уделяем социальному бизнесу. Это прямое поручение Президента. Правительством определены шесть направлений. Это магазины шаговой доступности, предприятия бытового обслуживания, частные детские сады, предприятия здравоохранения и физкультуры, ветеринарные клиники, а также предприятия народно-художественных промыслов и ремесел. Аренда муниципальных помещений для этой категории предприятий будет стоить не более 50% от ставок по муниципалитету. Она не просто будет стоить 50%, к 1 сентября мы сделаем всю систему муниципального имущества прозрачной. Чтобы она была еще и понятна для тех, кто претендует. Чтобы набор тех помещений, которые есть в Подольске, Балашихе, Реутове, был абсолютно понятен тем, кто хочет открыть свое дело.

   По итогам 2014 года Московская область стала лауреатом в номинации «За лучшую региональную программу поддержки социального предпринимательства», учрежденной Министерством экономического развития РФ.

 

 Сельское хозяйство. Серьезную ставку мы сделали на развитие высокотехнологичного АПК. Считаю, что нам удалось привлечь пристальное внимание потенциальных инвесторов, бизнесменов, финансовых институтов к подмосковному аграрному сектору как к перспективной и прибыльной отрасли.

   Мы провели большие, знаковые отраслевые форумы – «Молочный форум» и «Овощной форум» – экспертные площадки, которые позволяют ответить на вопросы, пригласить узкоспециализированных инвесторов и бизнес, понять, какие особые условия мы должны создать для того, чтобы инвесторы приходили в Подмосковье.

   В 2014-2015 годах в Московскую область пришли 8 инвесторов с предложениями по строительству молочных ферм общим количеством 15,7 тыс. голов дойного стада, заявленным объемом инвестиций – 16,2 млрд рублей.

   Буквально на текущей неделе состоялся очередной раунд переговоров с крупнейшей вьетнамской компанией, которая использует самые передовые израильские и немецкие технологии в молочном бизнесе. Есть еще один инвестор, который претендует на масштабный проект в Подмосковье. Это, конечно, заставит нас подобрать приличный объем – десятки тысяч гектаров земли, для того, чтобы этот проект реализовать. Но она у нас с вами уже есть.

   17 инвесторов намерены построить тепличные комплексы общей площадью 400 га. Учитывая, что с одного квадратного метра снимается 100 кг продукции, то 400 га – это очень впечатляющий объем. Заявленный объем инвестиций 64 млрд. рублей. 2 проекта уже реализуются: ООО «Луховицкие овощи» мы открыли и в Каширском районе, в конце года инвесторы завершают первый этап строительства. Еще 15 проектов имеют сроки реализации – 2015-2018 годы.

   Здесь тоже нужно понимать, что этот результат, такой прорыв происходит не просто так. Потому что мы с вами в региональном бюджете предусмотрели средства на компенсацию капитальных затрат. Это как раз одно из тех предложений, которое поддержал Президент. И сегодня, когда инвестор приходит и сравнивает разные регионы, естественно, деньги, которые компенсируют до 25% капитальных затрат, делают экономическую модель совершенно другой. А учитывая то, что еще и рынок находится на расстоянии «вытянутой руки», соответственно принимаются такие решения.

   Сохраняется положительная динамика ввода земель в оборот. В 2014 году Московская область ввела в оборот 50 тыс. га ранее неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. Посевная площадь зерновых в 2013 году составляла 97,7 тыс. га, а в 2015 году – уже 136,4 тыс. га. Дальше будем расти: следующие три года задача по 50-60 тыс. га вводить.

   Сегодня, если проехать по Подмосковью, очень приятно, когда видишь поля, видишь, что земля работает, она распахана. Это, конечно, очень важно, особенно для удаленных от мегаполиса территорий.

    Мы значительно упростили для сельхоз-инвесторов процедуру получения земли в аренду без проведения торгов. Особенно этот вопрос актуален для крестьянско-фермерских хозяйств. На сегодня в Подмосковье работает 929 таких предприятий, в которых трудится 1900 человек. Мы стараемся поддержать каждое такое предприятие. Глава муниципалитета должен, и знает своих фермеров в лицо. Как правило, крестьянско-фермерские хозяйства используют небольшие территории, им нужно от 100 до 300 га земли – вполне приемлемый объем. И, соответственно, их продукция сегодня пользуется спросом и это тоже такая важная поддержка малых форм бизнеса.

   Отдельно отмечу новую практику выдачи финансовой помощи, в том числе несвязной погектарной поддержки. Погектарная поддержка предполагает поддержку на 1 гектар посаженной площади сельскохозяйственных культур. Например, на покупку минеральных удобрений. В этом году впервые деньги фермеры, инвесторы получили в феврале, непосредственно перед началом посевной. Раньше они получали финансирование в конце года. Впервые мы смогли это сделать.

  На сегодня по госпрограмме «Сельское хозяйство» по всем видам агропромышленной деятельности уже выплачено 1,5 млрд. из 4 млрд. рублей, выделенных на субсидии.

   Один из ключевых вопросов, которые беспокоят фермеров, а также жителей значительной части сельских территорий - газификация. Каждый год мы газифицируем порядка 60-65 объектов, в которых проживают 200 и более человек. Хочется верить, что в ближайшее время мы перейдем уже и на меньшие поселения.

 

   Оптимизация. Одним из первых решений, принятых в ответ на изменение экономической ситуации, стала оптимизация бюджетных расходов и повышенный контроль за каждым рублем.

   Мы начали с себя. На четверть сократили количество персональных автомобилей. Это дает экономию в 2015 году 200 млн. рублей в год. Будем это делать и в следующем году.

   Мы сократили 4 тыс. государственных служащих. Это 1,2 млрд. рублей экономии. На 1 октября мы ставим задачу войти в первую пятерку регионов, по количеству чиновников на 10 тыс. населения.

   Работа по оптимизации аппарата будет продолжена и в 2016 году, мы проверим также все ГУПы и МУПы. Наша цель – войти в тройку по показателю эффективности. Самые эффективные города – Москва и Санкт-Петербург, но там меньше территория, ясно, что мы не должны на это претендовать. Ясно, что власть и забота должны быть в каждом поселении, но эта работа этого не отменяет. Просто сегодня, в 21 веке, в том числе МФЦ, которые мы с вами развиваем в рамках указа Президента, решают многие проблемы. Туда приходят современные, доброжелательные, компетентные сотрудники. В настоящее время на территории области работают 67 МФЦ, к концу года мы доведем их число до 89. И мы начинали с 14 услуг, сегодня уже 59 региональных услуг.

   Сейчас пошли жалобы на продление аренды на земельный участок, документы иной раз задерживаются в администрациях, сроки не соблюдаются. С осени подать документы на продление аренды земельного участка можно будет уже в МФЦ. Есть процедура, есть строго установленное количество дней, и затянуть эту процедуру не получится – она будет жестко регламентирована. Такая система исключает многочасовые очереди, бытовую коррупцию.

   Хочу подчеркнуть, что развитие полноценной сети МФЦ – это наша стратегия. Это проект, который закладывается на долгие годы вперед.

 В рамках работы по оптимизации и повышению эффективности власти объединены в один городской округ Королев и Юбилейный. Состоялись объединения Балашихи и Железнодорожного, а также Подольска, Климовска и Подольского района.

 Объединения муниципальных образований происходили на территориях фактически сложившихся агломераций. Решения принимались после серьезных публичных обсуждений. Учитывалась общая инфраструктура и необходимость комплексного развития территорий. Более того, под каждое такое мероприятие, объединение, принят план, который обязан быть реализован в среднесрочной – трехлетней перспективе.

   Московская область стала первым субъектом РФ, применившим дополненный в 2014 году Федеральный Закон №136 «Об общих принципах организации местного самоуправления».

   Результатом нашей с вами совместной работы стал Закон Московской области «О порядке формирования представительных органов муниципальных образований». Он дает каждому муниципалитету возможность выбрать ту модель формирования органов самоуправления, которая наиболее соответствует его экономическим и социальным особенностям, отвечает его потребностям развития.

   Сегодня в Подмосковье 349 муниципальных образований. В 212 из них главы избираются на прямых выборах. Это 61% от общего числа.

 

   Здравоохранение. Тема тоже актуальная, в которой непосредственно депутатский корпус принимает самое активное участие.

 На здравоохранение в 2015 году предусмотрено 134 млрд. рублей. Дополнительный объем финансирования медицины в Московской области составил 10,8 млрд. рублей. Это, пожалуй, единственный вопрос, по которому в этом зале проголосовали единогласно.

 Здоровье людей - стержень нашей социальной политики. Всё, что мы запланировали в этой сфере будет выполнено в полном объеме без сокращений. Здесь мы сосредоточились на двух основных направлениях – строительство и капитальный ремонт объектов плюс медицинские кадры. Наша задача – не просто повысить качество медицинских услуг для жителей, но вывести подмосковное здравоохранение на новый уровень.

   С 2013 года мы методично закладывали базу, чтобы в 2016 году случился настоящий прорыв в подмосковном здравоохранении: 3 крупных перинатальных центра (в Щелкове, Коломне и Наро-Фоминске), 2 современных роддома (в Сергиевом Посаде и Раменском), областной онкологический центр (в Балашихе), областная детская больница (в Подольском районе), комплексные поликлиники (в Павлово-Посаде и мкр. Авиаторов в Балашихе), мы создадим 33 консультативно-диагностических центра. Сегодня строители идут в графике. Так что с полной уверенностью можно ожидать, что до конца 2016 года будут сданы минимум 77 объектов – это очень высокий темп.

   В отдаленных поселениях с числом жителей менее 100 человек медпомощь обеспечивается за счет открытия фельдшерско-акушерских пунктов. На сегодня в области 532 ФАПа. В этом году в плане - еще 50 быстровозводимых ФАПов. Это типовые модульные здания, в которых размещается и медицинский кабинет, и комфортное жилье для фельдшера и его семьи с участком земли.

   Особое внимание мы уделяем привлечению на работу в Московскую область медицинских кадров. В 2014 году к нам пришли работать почти 3 тыс. новых сотрудников, 500 из них врачи. Тем не менее, кадровый вопрос в здравоохранении остается достаточно острым – нам не хватает порядка 2 тыс. врачей, со ставкой по совместительству – 1,5 тыс.

   За последний год нам удалось переломить ситуацию и прекратить отток специалистов. Все больше врачей, живущих в области, остаются работать рядом с домом. Некоторые переезжают к нам из других регионов - из Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Пензы и даже с Дальнего Востока (Амурская область). Таких примеров становится всё больше. Буквально каждый глава в ручном режиме ведет эту работу. Из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода приезжают к нам специалисты.

 Привлекать квалифицированные кадры можно только предлагая конкурентоспособные условия – жилье и зарплату. В 9 случаях из 10 – это жилье. Если мы предоставляем жилье, то молодая семья принимает решение. Я разговаривал в Егорьевске со специалистом, который работает в сердечно-сосудистом отделении в нашем центре – решающее значение имеют квартира, условия труда, и, конечно, оборудование. В сердечно-сосудистом центре ему предоставлена возможность использовать самые современные технологии.

   Средняя зарплата работников здравоохранения в 2014 году увеличилась на 13,8% и составила 37,3 тыс. рублей. Специалисты, которых мы привлекли для работы в сельские медицинские пункты, получили единовременные выплаты в размере 1 млн. рублей. Это 131 человек. Работникам здравоохранения выделено 445 квартир. Мы продолжим эту практику естественно и в 2015 и 2016 годах и остроту эту снимем. Если мы строим такие медицинские центры, там должны работать лучшие специалисты, и они должны иметь достойные стандарты жизни для своей семьи.

 

   Детские сады и школы. С 2013 года мы ведем масштабное строительство детских садов и школ. И в этой сфере у нас есть внушительные успехи.

   В 2014 году построено 111 детских садов. Очередь сократилась на 17 047 человек и составляет сейчас 8364 человек. А начинали мы в 2012 году с 51,5 тысячи. Нам удалось снять остроту проблемы. К 2016 году мы должны полностью закрыть очередь и выполнить одно из ключевых требований Майских указов.

   Решается и другая актуальная проблема – вторая смена в школах. В 2014 году из 55 школ, открывшихся в стране, мы построили 21. В результате количество детей, обучающихся во второй половине дня, сократилось на 8 188. На сегодня еще 62 тысячи ребят выходят из школы в темное время суток.

   Мы взяли очень высокий темп и поставили задачу решить проблему второй смены к 2019 году. В этом году планируем открыть еще 21 школу. Эта работа требует серьезных усилий и колоссальных финансовых затрат. Каждая школа на 1000 мест с благоустройством и оснащением стоит 1–1,1 млрд. рублей. Население региона интенсивно растет. Например, в этом году в Реутове было 300 выпускника школ, а первоклассников – 1000. То есть жилье, которое мы строим, сдаем, количество людей, приезжающих в Подмосковье, обеспечивают вот такую реальность – 300 выпускается и 1000 человек приходит в первый класс каждый год.

 

   Льготы. Социальную поддержку в Подмосковье получают 2,4 млн. человек по 107 категориям. На это из областного бюджета ежегодно направляется почти 44 млрд. рублей. Больше нас в стране выплачивает только Москва.

   С 1 августа 2015 мы были вынуждены пересмотреть вопрос с компенсацией проезда по городу Москве отдельным категориям льготников. Это сложное, но справедливое решение, благодаря которому мы можем направить 2,4 млрд. рублей на острые проблемы, в частности ликвидацию второй смены в подмосковных школах и на объекты культуры: детские школы искусств, которые сейчас тоже нуждаются в заботе.

   Я знаю, что эта тема в Мособлдуме в любое время обсуждается очень остро, это непростое решение. Я знаю, были разные предложения с различными вариантами, и было принято только одно из них – это отмена проезда только по Москве. У меня была встреча с руководством областной Думы и был задан вопрос о том, что в Санкт-Петербурге и Ленинградской области сохранен такой бесплатный проезд. Докладываю, что все региональные льготники Санкт-Петербурга и Ленинградский области, все без исключения, платят по проезду в Ленинградской области. У нас льготники не платят в Подмосковье. Есть категория федеральная и есть категория региональная. Наши льготники не тратят на проезд в автобусе и на железнодорожном транспорте. Оставили льготы. Там – оставили льготный проезд, но платят все. Если бы мы такую модель приняли, то экономия бюджета была бы не 2,4 млрд. рублей, а примерно 6,4 млрд. Но мы на это не пошли. Потому что сегодня сделали только то, что в другом субъекте оплачивать такие внушительные суммы мы себе позволить не можем. К тому же большое количество требуется специалистов и в Подмосковье.

   Хочу подчеркнуть, что всё транспортные льготы, как и льготы при оплате ЖКХ на территории Подмосковья сохраняются в полном объеме.