Андрей Голубев принял участие в обсуждении проблем семейного образования

28-10-2017

Всё больше родителей в Подмосковье выбирают семейное образование: предпочитают индивидуальный подход и свободный график школьной программе и квалифицированным педагогам. Только с мая по октябрь 2017 года количество детей, находящихся на домашнем образовании, увеличилось на 500 человек – сегодня это 1921 учащийся. Как обеспечить поддержку таким семьям, обсудили 26 октября в Московской областной Думе. В заседании профильного Комитета принял участие председатель Комитета по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики Андрей Голубев.

Семейное образование – форма получения образования, предусматривающая изучение общеобразовательной программы вне школы. В образовательной организации учащийся проходит промежуточные аттестации и государственную итоговую аттестацию.
В некоторых районах Московской области уже существуют свои способы поддержки семей, выбравших такую систему образования. Например, в округе Фрязино школы проводят для родителей специальный инструктаж, раздают методические пособия. Однако все формы участия педагогов ограничиваются федеральным и областным законодательством.

«Есть много подводных камней. Прежде чем мы примем какое-то решение о поддержке, нужно проработать все спорные моменты. Например, некоторые родители могут недобросовестно подходить к обучению своих детей, а проконтролировать их нельзя. Кроме того, нельзя забывать и про федеральные образовательные стандарты, которые должны быть соблюдены», - прокомментировала Анна Рыбина, заместитель начальника Управления образованием администрации муниципального образования Люберецкого муниципального округа.

Поддерживать детей, получающих семейное образование, можно по-разному. Так, Ксения Мишонова, уполномоченный по правам ребенка в Московской области, поддержала идею предоставить таким ученикам возможность защищать честь школы на олимпиадах и различных мероприятиях. Другим способом поддержки депутаты и эксперты видят материальные выплаты. Область может компенсировать родителям часть затрат на семейное образование, а учителям оплатить проведение обязательных промежуточных аттестаций учеников. Для выдачи таких субсидий необходимы четкие критерии и основания, доказывающие качество полученных знаний. А это достаточно сложный критерий, - отметил Андрей Голубев в своем выступлении приведя исторические примеры семейного образования.

«Государство действует в рамках норм права. Выплата компенсаций может быть только в рамках адресной помощи, которая должна соответствовать критерию нуждаемости. В данном случае установить её сложно. Кто нуждается в такой поддержке, а кто – нет, определить практически невозможно», - считает Гаянуш Ервандовна, заведующая отделом правого обеспечения и организационной работы Министерства образования Московской области.

Сегодня общественники предлагают разные способы финансирования и разные основания. Например, компенсация обучения будет производится только после презентации ребёнком полученных знаний. Выплата средств может производиться как через школу, так и напрямую через уполномоченные органы. Сейчас депутаты вместе с экспертами готовят пакет предложений, который будет направлен в Правительство Московской области. Олег Рожнов отметил, что говорить об однозначном решении пока рано – нужно изучить вопрос и опыт других регионов.