Андрей Голубев: Мособлдума поддержала проекты федеральных законов определяющих статус «детей войны»

15-12-2016

Одной из форм работы депутатов Московской областной Думы является согласование проектов федеральных законов. Не так давно законодательный орган Московской области поддержал проекты законов, касающихся установления статуса детей войны.

В обществе назрел социальный заказ определиться со статусом людей, детьми пережившими войну. Поэтому, когда в наш Комитет по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики поступили проекты федеральных законов, мы с особым вниманием отнеслись к их рассмотрению.

Мы рассматривали два законопроекта – внесенный Государственным Советом Республики Татарстан и группой депутатов Государственной Думы.

Мы также, как и наши коллеги, считаем, что многие из граждан этой категории наравне со взрослыми на заводах и фабриках, в колхозах и артелях ковали историческую победу над фашизмом, а в настоящее время в силу преклонного возраста, утраты здоровья либо одиночества нуждаются в дополнительной поддержке.

Несмотря на то, что в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации большинству граждан указанной категории уже сегодня предоставляются меры социальной поддержки как инвалидам, труженикам тыла, ветеранам труда либо по другим основаниям, многие из них в социальном плане остаются недостаточно защищенными.

В целях единого правового регулирования вопросов социальной защиты граждан из числа детей войны предлагается принять федеральный закон для формирования единообразия подходов для решения этой проблемы на всей территории государства.

Коллеги из Татарстана предлагают устанавливать статус детей войны гражданам Российской Федерации, проживавшим в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов на территории Союза Советских Социалистических Республик, и которые на момент окончания Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (9 мая 1945 года) не достигли возраста 18 лет.

Проектом закона предусмотрено, что дети войны будут иметь право на получение следующих мер социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная выплата;

2) ежегодная диспансеризация в медицинских организациях государственной системы здравоохранения;

3) первоочередной прием в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги;

4) компенсация расходов на проезд один раз в год железнодорожным, воздушным или водным транспортом по территории Российской Федерации к месту гибели или захоронения родителей (одного из родителей), которые погибли в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, и обратно к месту жительства.

При этом обговаривается, что все меры социальной поддержки этой категории граждан – финансовые обязательства Российской Федерации. Если субъект РФ решит дать дополнительные меры соцподдержки, то это уже будут расходные обязательства субъекта.

Коллеги из Госдумы более точно определяют, что к категории детей войны относятся граждане Российской Федерации, родившиеся в период с 22 июня 1928 года по 4 сентября 1945 года, постоянно проживавшие на территории Союза Советских Социалистических республик в годы Великой Отечественной войны.

Они предлагают ввести меры социальной поддержки:

1) право на получение единовременной денежной выплаты;

2) бесплатный проезд всеми видами городского транспорта, на автомобильном транспорте общего пользования в сельской местности, на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и на автобусах пригородных маршрутов в пределах области по месту жительства;

3) ежегодная диспансеризация в медицинских учреждениях субъекта РФ;

4) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

5) внеочередная установка квартирного телефона;

6) внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.

При этом оговаривается, что единовременная денежная выплата детям войны устанавливается один раз в год в размере 5 000 рублей и является расходным обязательством Российской Федерации.

Меры соцподдержки, предусмотренные в пунктах 2-6 являются расходными обязательствами субъектов РФ и осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Мы считаем более правильным законопроект коллег из Татарстана, поскольку если статус этой категории лиц устанавливается на федеральном уровне, то и финансовые обязательства по мерам соцподдержки должен нести федеральный бюджет.

Когда закон о детях войны пройдет первое чтение в Госдуме и вновь придет к нам на согласование, мы предложим свои поправки и замечания в соответствии с нашим видением проблемы.

Работа над законодательным обеспечением лиц из числа детей войны началась, и мы готовы приложить все усилия для того, чтобы статус людей, детьми переживших войну, был закреплен на федеральном уровне и был обеспечен мерами социальной поддержки.

Мособлдума свое мнение выразила, теперь слово за коллегами из Государственной Думы.